Теория и основыные знания

Лучшие брокеры бинарных опционов за 2020 год:
  • Бинариум
    Бинариум

    1 место! Самый лучший брокер бинарных опционов за несколько лет! Бесплатное обучение трейдингу для новичков + демо счет. Дают бонусы за регистрацию счета:

Теория и основыные знания

    Вводный урок бесплатно; Большое число опытных преподавателей (нейтивов и русскоязычных); Курсы НЕ на определенный срок (месяц, полгода, год), а на конкретное количество занятий (5, 10, 20, 50); Более 10 000 довольных клиентов. Стоимость одного занятия с русскоязычным преподавателем — от 600 рублей, с носителем языка — от 1500 рублей

В современной западной философии проблема роста и развития знания – центральная. Эта проблема решается в рамках эпистемологии.

Слово «эпистемология» – дословно означает «наука о знании».

Её основная задача выявление генезиса и этапов развития познания, его форм и механизмов в эволюционном ключе и построение на этой основе теории эволюции науки.

Эпистемология отличается от гносеологии. Эпистемологи исходят не из «гносеологического субъекта», осуществляющего познание, а из объективных структур самого знания. Основные эпистемологические проблемы: Как устроено знание? Каковы механизмы его получения? Какие бывают типы знаний? Каковы общие законы «жизни», изменения и развития знаний? При этом, механизм сознания, участвующий в процессе познания, учитывается опосредованно.

В античной Греции под эпистемологией понимали учение о доказательном, достоверном знании, к которому относили математику и логику.

В Новое время стало ясно, что научный подход к изучению окружающего мира принципиально отличается от повседневного познания и эпистемологические проблемы стали изучаться с удвоенной энергией.

С возникновением классической науки формируется классическая эпистемология.

Рейтинг брокеров бинарных опционов с русским языком за 2020 год:
  • Бинариум
    Бинариум

    1 место! Самый лучший брокер бинарных опционов за несколько лет! Бесплатное обучение трейдингу для новичков + демо счет. Дают бонусы за регистрацию счета:

На данном этапе в рамках классической эпистемологии обсуждались проблемы взаимоотношения эмпирических (абсолютизирует роль фактов и недооценивает роль мышления; источник познания – чувственный) и рациональных (преобладанием разных форм мышления; теоретическое познание постигает сущность изучаемых явлений при помощи рациональной обработки эмпирических данных) методов познания.

Современная неклассическая эпистемология начала формироваться во второй половине ХХ в. после того и связана с изучением процесс развития науки. Особенно активно проблему развития знания разрабатывали сторонники постпозитивизма – Поппер, Кун, Лакатос, Фейерабенд и другие. Обратившись лицом к истории развития науки стали строить разные модели этого развития, рассматривая их как частные случаи общих эволюционных изменений, совершающихся в мире.

Эволюционная эпистемология – это направление в философии науки, основная задача которого состоит в выявлении этапов развития научного знания и построение на этой основе теории эволюции наук. Представителем данного направления является генетическая эпистемология Пиаже, основанная на принципе возрастания научного знания под влиянием изменяющихся условий окружающего мира.

Эволюционная эпистемология строится на тезисах:

1. специфически человеческая способность познавать, как и способность производить знание, является результатом естественного отбора. Они тесно связаны с эволюцией языка;

2. эволюция научного знания – это эволюция в направлении построения луч­ших теорий. По аналогии с дарвинизмом теории становятся лучше приспособленными благодаря естественному отбору.

3. условие развития теории — владение языком.

Наука как эпистемологический феномен – это деятельность, направленная на фактически выверенное и логически упорядоченное познание предметов и процессов окружающей действительности.

Наука вырабатывает собственный понятийный аппарат, т.е. свой язык, на котором общаются ученые данной сферы между собой.

Наука имеет кумулятивную природу, т.е. складывается из отдельных достижений.

Сам термин «эволюционная эпистемология» введен Кэмпбеллом.

Фундаментальное допущение эволюционной эпистемологии – люди, подобно другим живым существам, являются продуктом эволюционных процессов и их мыслительные, ментальные способности, их знание и познание направляются механизмами биологической эволюции.

В силу этого изучение эволюции оказывается релевантным пониманию феноменов знания и познания.

В общем виде это было сформулировано Дарвином. Он показал, что поскольку люди ведут свой род из царства животных, то физически, интеллектуально и даже социально они являются продуктом органической эволюции. Эволюционный подход Дарвина к сознанию людей был подхвачен другими эволюционистами.

Основная задача современной эволюционной эпистемологии – разработка исчерпывающего подхода к проблемам познания.

В качестве научной базы современной эволюционной эпистемологии выступает в первую очередь биологическая теория эволюции.

Разумеется, признание самого факта эволюции – исходный пункт всех направлений эволюционной эпистемологии.

Однако ясно, что эволюция человека – не только биологическая, но и эволюция культурная. Наше познание направляется также социальными и культурными факторами. Поэтому вопрос о взаимосвязи генетической и культурной эволюции представляет большой интерес для эволюционной эпистемологии.

С точки зрения эволюционной эпистемологии характерный для классической философии разрыв между «миром природы» и «миром культуры» может быть преодолен на основе теоретико-информационного подхода.

Теоретико-информационный подход предполагает, что в основе органической эволюции лежит изменение информации, а не организмов. Сами по себе отдельные организмы не эволюционируют (могут лишь меняться формы их поведения), но сохраняется и постепенно эволюционирует генетическая информация, заложенная в ДНК.

С точки зрения теоретико-информационного подхода культурная эволюция аналогична биологической: в ходе биологической эволюции информация передается генетически, а в ходе культурной – путем обучения.

Однако культурная эволюция не зависит полностью от случая – человек способен активно искать новую информацию, сознательно выбирая направление своих поисков, хотя и использует при этом ресурсы бессознательного мышления.

Если в распоряжении людей появилась новая информация, которая повышает шансы на выживание, то, используя ее, они могут иметь более многочисленное потомство, которому и передадут свое знание. Именно давлению естественного отбора человечество обязано своими культурными достижениями.

Для современной эпистемологии важно привлекать и ассимилировать все результаты специальнонаучных исследований – биологических, антропологических, психологических и т.п.

В современной эволюционной эпистемологии можно выделить 2 основные школы:

I – попытка исследовать когнитивные механизмы животных и людей путем распространения биологической теории эволюции на такие структуры живых систем, которые выступают в качестве носителей когнитивных процессов – нервную систему, органы чувств.

На этом уровне эволюционная эпистемология выступает в качестве биологической теории когнитивных процессов (работы Лоренца и др.), базирующейся на результатах, полученных этологией, нейробиологией, эволюционной биологией, физиологией и т.д.

II – исходит из возможности объяснить культуру в терминах биологической эволюции, т.е. используя модели эволюционной биологии.

На этом уровне эволюционная эпистемология выступает как метатеория, объясняющая развитие идей, научных теорий, рост научно-теоретического знания (работы Поппера, Тулмина, Лакатоса и др.).

Концепция «третьего мира» используется Поппером при описании механизма развития науки в эволюционной эпистемологии, где в качестве базовой модели выступает сочетание попперовского принципа «критического аргументирования» и дарвиновской модели эволюции.

Пробные решения, которые животные и растения включают в свою анатомию и свое поведение, являются биологическими аналогами теорий, и наоборот. Так же как и теории, органы и их функции являются временными приспособлениями к миру, в котором мы живем. Новое поведение или новые органы могут также привести к появлению новых проблем. И таким путем они влияют на дальнейший ход эволюции.

Эта линия эволюционной эпистемологии, в основе которой лежит аналогия с дарвиновской моделью биологической эволюции, развивается Стефаном Тулминым.

Рост знания – это процесс устранения ошибок или «дарвиновский отбор», т.е. идеалы естественного отбора.

Познавательный процесс – механизм адаптации, развитый в ходе биологической эволюции.

Теория – популяция понятий.

Выживаемость теорий – процессы сохранения и мутаций.

Мутации сдерживаются факторами критики и самокритики, что по аналогии играет роль естественного и искусственного отбора.

Идея интеллектуальной инициативы, которая управляет историческим развитием знания: крупные изменения науки происходят не в результате скачков, а путем накопления мелких изменений.

Эволюция научных идей – результат взаимодействия интеллектуальных, социальных, экономических и др. факторов.

Решающая роль – интеллектуальные факторы, следовательно – научная элита, от которой зависит выдвижение новых продуктивных популяций понятий. Подчеркивается роль лидеров и авторитетов в науке.

Содержание науки – передача интеллектуальных знаний новому поколению.

[1] Экзистенциализм — направление в философии XX века, акцентирующее свое внимание на уникальности иррационального бытия человека. Экзистенциализм стремится постигнуть бытие как целостность субъекта и объекта. Выделив в качестве изначального бытия само переживание (экзистенция), экзистенциализм понимает его как переживание субъектом своего «бытия-в-мире».

[2] Мировоззрение – это система взглядов на мир в целом; сложный сплав традиций, обычаев, норм, установок, знаний и оценок.

[3] Флуктуация – случайные отклонения наблюдаемых физических величин от их средних значений.

[4] Абсолютно точных физических величин нет, всё носит вероятностный характер.

[5] Демаркация – это разграничение науки и других форм духовной деятельности — философии, религии и т.п.

[6] Редуцировано к чувственному знанию – сведено к чувственному знанию.

[7] Эпистемология – это теория роста научного знания, которая в процессе своего формирования становится теорией решения проблем и критической проверки конкурирующих гипотез.

[8] Индуктивизм – это склад мышления, предпочитающего индуктивный метод дедуктивному.

[9] Конвенционализм – это направление в философии науки, согласно которому в основе теорий лежат произвольные соглашения (конвенции между учёными), выбор которых регулируется соображениями удобства, целесообразности, и т.п. – критериями, не связанными с понятиями самой теории. Основоположник – Пуанкар.

ГИПОТЕЗЫ, ФАКТЫ, РАССУЖДЕНИЯ

Комментарий автора сайта: Мы использовали выражение «Знания-сила» для наименования нашего сайта. Короткое словосочетание «Знания-сила» давно стало крылатой фразой, подчёркивающей важность науки, необходимость знаний в жизни каждого человека и всего человечества. Автором этого крылатого выражения считают Фрэнсиса Бэкона (1561-1626) — английского философа, основателя материализма Нового времени. Основной целью знания Бэкон провозгласил увеличение власти человека над природой. В настоящей статье мы предлагаем читателям, особенно школьникам и студентам, поразмыслить над тем, почему знания необходимы каждому человеку, почему без знаний нет жизни. Надеемся, что, прочитав эту нашу статью, одни читатели смогут узнать, а другие вспомнить основные понятия из теории познания.

начало, часть 1 из 2
см. часть 2.

Истоки человеческого знания

Процесс выделения человека из остального животного мира занял, вероятно, не один миллион лет. Человек начал накапливать знания об окружающем мире с тех пор, как он почувствовал себя мыслящим существом, тем, кого в науке теперь называют homo sapiens . По подсчётам учёных, человек разумный существует на Земле уже 16 тысяч поколений. Мы не знаем, насколько точен этот подсчёт и как, по какой методике он проводился, но если верить этому подсчёту, то получается, что род человеческий существует уже (или всего лишь) 400 тысяч лет (принимается, что каждое новое поколение появляется через 25 лет). Всё это время люди непрерывно накапливали знания и передавали их из поколения в поколение, от отца к сыну, от учителя к ученику, от профе́ссора к студенту.

Знания являются результатом познания. Познание есть процесс получения и накопления знаний. Познание — это специфический вид духовной деятельности человека и представляет собой активный процесс изучения, постижения, осмысления предметов и явлений окружающего мира, а также результатов практической деятельности людей. Результатами познания и общественной практики являются постоянно накапливающиеся и обновля́ющиеся знания и опыт. Конечной целью познания является улучшение, совершенствование природной, социальной и духовной действительности.

Темпы, скорость накопления знаний были различными на разных этапах истории человечества. Важнейшим событием, резко ускорившим накопление и освоение знаний человечеством, было изобретение письменности, способов изготовления письменных документов различного рода, а позже — книгопечатания. Не случайно наличие письменности у древних народов считается одним из основных признаков цивилизации.

Человек с самых первых самостоятельных шагов столкнулся с грозными силами природы: с молнией, лесными пожарами, холодом, наводнениями, землетрясениями , нападением диких зверей и так далее. Познание этих сил было первым этапом в борьбе за минимизацию их отрицательного влияния на существование древнего человека. Результатом начального познания явлений природы стали сознательные практические действия людей по защите от опасностей. Так, от холода первобытный человек спасался с помощью шкур животных, путём укрытия в пещерах и использования огня, а в дальнейшем — в построенных им первых примитивных жилищах из подручных материалов.

Первые знания древних людей об окружающем мире, как и знания людей последующих эпох, добывались опытом, практикой повседневной жизни. Практика — это деятельность, активное взаимодействие человека с материальным миром. Практика является основным источником знаний человечества. Это касается знаний любого уровня: от самых начальных понятий о предметах и явлениях природы до законов логики.

Используя начальные знания, древний человек научился изготовлять необходимые орудия труда, предметы для повседневной жизни, для охоты и так далее. Прошли тысячелетия, и в итоге накопления знаний люди пришли к индустриальному обществу с его разнообразной и совершенной техникой, с высокоразвитой наукой и достаточно благоустроенным бытом в городах. С помощью науки человек открыл многие глубокие тайны природы.

Значительно меньших успехов люди достигли в деле совершенствования социальной и духовной действительности. Первые государственные образования появились много тысяч лет назад, но человечество до сих пор (первая четверть XXI века) ищет пути к такому общественному устройству, которое соответствовало бы интересам подавляющего большинства людей (а лучше — всех людей) и отвечало бы критериям свободы и справедливости. Почему такого общественного и государственного устройства нет нигде на Земле? Почему до сих пор на нашей планете голодают почти 400 миллионов человек, а во многих странах (в том числе в России) существует колоссальная разница в материальном благополучии различных слоёв общества (в сотни и тысячи раз)? Почему между народами разных стран, а также между народами внутри многих стран отсутствует взаимное понимание, существует напряжённость и вражда?

Вероятно, каждый наш читатель, если задумается над этими и подобными вопросами, смог бы назвать много причин несовершенства современной социальной и духовной действительности в мире. Но для этого ему нужны познания в области экономики, политики, социологии, психологии, истории и других наук, то есть требуется образование. Только не нужно это понимать так, будто все должны иметь университетские дипломы. Любознательный и активный человек всегда найдёт возможность повысить свои знания не только по своей профессии, чтобы понимать и правильно оценивать события и процессы, происходящие в социальной, политической или культурной жизни своей страны и в мире в целом. Ну, а те, кто переступил порог университета, должны упорно овладевать знаниями на высшем уровне и стараться на экзаменах меньше пользоваться шпаргалками (а лучше ими совсем не пользоваться). А когда дипломированные специалисты будут писать кандидатские и докторские диссертации, а это не только престижно, но и необходимо для повышения знаний и квалификации учёных и специалистов, то пожелаем им не забывать о научной добросовестности и не допускать плагиата или других нечестных приёмов. Для развития науки, для продвижения страны по пути прогресса нужны настоящие учёные и высококвалифицированные специалисты во всех областях знания.

Основные положения теории познания

Гносеология

Познание представляет собой весьма сложный интеллектуальный процесс. Познавательные способности людей создают человеческую культуру, которая и отражает эти способности людей, показывает уровни знания людей в конкретных предметных областях действительности.

Теория познания (гносеология) является одним из разделов философии. Механизмы познания и познавательные возможности человека изучаются также в психологии и частично в медицине. Термин «гносеология» происходит от греческих слов «gnosis» — знание и «logos» — понятие, учение и означает «понятие о знании», «учение о знании». Начальные положения учения о познании содержались уже в работах мыслителей древности: Платона, Аристотеля и других.

Одним из главных понятий в теории познания является «истина». Истина — это соответствие полученного знания действительности, верное, пра́вильное отражение в мыслях человека действительных свойств изучаемого объекта, явления, события.

Эта формулировка, в которой подчёркивается соответствие мыслей действительности, считается главной в классическом определении истины. Существуют и другие определения истины, например: «Истина — это опытная подтвержда́емость», «Истина — это свойство согласованности знаний» и другие.

Не углубляясь в философское толкование истины, укажем, что истина не зависит ни от отдельных людей, ни от всего человечества. При этом истина всегда конкретна, абстрактной истины не существует.

Только познание, терпеливое накопление знаний приводит к открытию и утверждению истины. Истина бывает абсолютной и относительной. Если о предмете или явлении имеется полное, исчерпывающее знание, тогда суждения об этом предмете или явлении будут абсолютно истинными, тогда мы имеем дело с абсолютной истиной. Целью познания является достижение, установление именно абсолютной истины.

Если верное знание ограничено какими-либо причинами или факторами: недостаточная точность используемых для исследования приборов, пространственная недосяга́емость познаваемого объекта и тому подобное, то такое знание является относительной истиной.

Относительных истин несравненно больше, чем абсолютных. Научные истины по большей части являются относительными, то есть такими, которые не дают полного, исчерпывающего знания об изучаемом предмете, а в процессе развития познания будут дополняться, уточняться, изменяться и даже заменяться новыми.

Например, утверждение о том, что Земля вращается вокруг Солнца — абсолютная истина (доказательств этого явления вполне достаточно). Утверждение о том, что расстояние от Земли до Солнца составляет 150 млн. километров, является относительной истиной, так как во-первых, современные методы определения расстояний подобного масштаба имеют погрешности измерения, а во-вторых, в разные моменты времени Земля находится на разном расстоянии от Солнца (форма орбиты Земли эллиптическая, хотя и близкая к окружности).

Относительной истиной является также утверждение астрономов о том, что Солнце, а вместе с ним и Земля, совершают один оборот вокруг центра Галактики примерно за 250 миллионов лет (!). Этот период времени называется галактическим годом. Таковы колоссальные размеры нашей Галактики , если учесть, что Солнце движется по направлению к центру Галактики со скоростью 220-240 км/сек. Если учесть, что период времени продолжительностью в 250 млн. лет невозможно не только измерить, но и представить, то утверждение о вращении Солнца вокруг центра Галактики более правильно считать научной гипотезой.

Ещё пример. Классическая механика Ньютона и его теория тяготения в течение более чем двух столетий считались абсолютно истинными, применимыми везде и при всех условиях. Однако механика Ньютона не смогла объяснить движение тел со скоростью света. Движение таких тел объяснила специальная теория относительности Альберта Эйнштейна. Невозможно также с помощью теории Ньютона описать процессы в микромире, то есть процессы, происходящие внутри атомов, в самом атомном ядре. Эти процессы описывает специальный раздел физики — квантовая механика.

Практика, как критерий истины

Истинность знания, теории проверяется практикой. Но не всё так просто. Многие философы и учёные естественных наук считают, что практика, как критерий истины, должна содержать не только результаты узкоспециальных экспериментов, но и включать материальное производство, накопленный опыт, показывать согласованность той или иной истины с установившейся системой взглядов и (во многих случаях) обязательно демонстрировать полезный эффект того или иного знания.

Итак, в качестве критерия истины практика имеет определяющее значение. Но, как и все процессы в жизни природы и общества, теория и практика находятся в диалектической связи между собою. Теории могут быть ошибочными, ложными, но и практика даже при наличии правильной теории может оказаться ошибочной, способной привести к негативным, а иногда драматическим и даже трагическим последствиям. Некоторые теории не могут быть проверены практикой, например, теории космогонии — науки о происхождении и развитии небесных тел и их систем (раздел астрономии).

Примером неправильной, ложной теории было учение Маркса-Ленина о диктатуре пролетариата. Это учение в России в начале XX века было практически «опробовано» большевистским режимом. Само собой разумеется, никакой диктатуры и ни над кем пролетариат не осуществлял и не мог осуществлять. Диктатуру над всем российским народом, включая и пролетариат, установил большевистский режим. Над инакомыслящими был развязан кровавый террор. Эта диктатура и массовый террор в основном связаны с именем Сталина и постепенно сошли на нет только после его смерти. Последствия этой чудовищной мясорубки были тяжелейшими для всех сторон жизни России, в том числе для её генофонда. Длилась эта «диктатура пролетариата» никак не меньше четырёх десятилетий. Для сравнения: якобинская диктатура во Франции просуществовала только три дня. Пример с диктатурой в России показывает, что ложная теория повлекла за собой вредную, преступную со стороны режима практику.

Примером неправильной, порочной практики было также строительство гидроэлектростанций на равнинных реках. Это практиковалось не только в России, но и в других странах. В результате возведения высоких плотин водой затапливались огромные площади лесов, садов, плодородных угодий и пастбищ, переносились на новые места или просто уничтожались сотни деревень и посёлков. От таких электростанций было больше вреда, чем пользы.

Отметим, что утверждения и теории неверные, не соответствующие истинному знанию, могут приниматься за истинные знания вследствие заблуждения, возникшего из-за недостатка знаний или ошибочного подхода к познаваемой проблеме или задаче. Но в жизни нередко это происходит по причине обмана, на который идут нечестные люди с целью получения личной выгоды. В обоих случаях страдает истина, но когда имеет место обман, то страдает также субъект, на который обман направлен. Человеку свойственно ошибаться. Но всё же меньше ошибается тот, у кого больше знаний.

Виды познания

В науке о познании различают два основных вида познания: чувственное познание и рациональное (логическое) познание. Чувственное познание имеет различные формы. Главная из этих форм — это ощущения, то есть отражение в сознании человека отдельных свойств, качеств и признаков предметов и явлений.

Другой формой чувственного познания является восприятие, то есть способность нашего сознания давать целостное представление о предметах во всём многообразии их свойств. Восприятие является результатом активного, деятельного отношения человека к внешней среде.

Сложной формой чувственного познания является представление. В процессе представления человек не видит конкретный предмет, который отражается в сознании, этот предмет отсутствует реально. Но, как и при восприятии, в мозгу́ человека возникает конкретный образ объекта. В результате представления в сознании человека возникает некоторый обобщённый образ объекта в отличие от восприятия, при котором объект имеет более конкретные черты и особенности. Представление базируется на ощущении и восприятии. В процессе представления важную работу выполняет память. Чем больше объём памяти, чем лучше она восстанавливается, тем более чёткими будут внутренние образы, которые память сохраняет из прошлого опыта. Одновременно с представлением обычно действует и воображение.

В результате совместного действия перечисленных форм чувственного познания и с помощью восстановления в памяти прошлого опыта в человеческом мозгу́ могут возникнуть реальные представления о сво́йствах объекта. Опираясь на эти представления, человек может внутренне увидеть объект в такой степени ясно и подробно, что сумеет определить какие-то изменения конструкции и свойств этого объекта (например, механизма, агрегата), которые нужно или возможно произвести реально.

Познавательные возможности человека

Познавательные возможности человека связаны прежде всего с о́рганами чувств. Органы чувств непосредственно связывают человека с внешним предметным миром. Без органов чувств человек не смог бы ни мыслить, ни познавать. Развитие органов чувств человека является результатом как эволюции органического мира, так и социального развития. Система человеческих чувств, направленная на внешнюю среду, называется экстерорецептивной системой. В неё входят зрение, слух, вкус, обоняние, кожная чувствительность (ощущение тепла, холода, боли, давления). Система, воспринимающая сигналы о внутреннем физиологическим состоянием организма, называется интерорецептивной системой.

Физиологические механизмы отражения внешнего мира у человека развиты слабее, чем у многих животных и насекомых. Например, термиты непосредственно ощущают магнитное поле, гремучая змея воспринимает инфракрасные лучи в широком диапазоне, собака ощущает ультразвук, её обоняние иногда поражает воображение. Хорошо известны локационные способности летучих мышей и дельфинов, голуби своим зрением улавливают разницу в размерах предметов, составляющую несколько сотых миллиметра.

Человек не способен конкурировать со многими представителями животного мира и по ря́ду других физиологических и чисто физических возможностей. На первый взгляд, это снижает возможности человека в познании окружающего мира. Однако печалиться по этому поводу не нужно. Человек своим интеллектом создал для себя такие условия жизни и работы, в которых ему вполне достаточно тех возможностей его чувственной сферы, которые ему даны́ от природы. В процессе познания мира человек использует различные технические средства, оборудование, приборы, экспериментальные установки и целые лаборатории. Используемые при этом приборы позволяют воспринимать ультрафиолетовое излучение, магнитные поля, рентгеновские лучи, космическую радиацию и многое другое, что в повседневной жизни человеку не требуется. Компьютеры и всемирная информационная сеть интернета значительно облегчают и ускоряют многие исследования и в целом весь процесс получения знаний. Компьютер превращается фактически в техническое устройство, выполняющее функцию посредника в передаче знаний от одного человека к другому. Активно ведутся работы по созданию так называемых интеллектуальных систем на основе компьютерной техники, создана своеобразная теория искусственного интеллекта. С помощью компьютерных технологий изучается человеческое мышление, механизмы его функционирования. Конечно, понятие «искусственный интеллект» — это не более чем красивая метафора. Никакие логические действия компьютера не могут иметь такие, например, характеристики, как способность к творчеству, интуиция, различные эмоциональные проявления и так далее. Такие характеристики присущи только мыслительному процессу человека. Никакая машина никогда не будет думать за человека, вместо человека. Разумеется, чем разнообразнее и тоньше будут чувственные ощущения и восприятия у человека, чем эффективнее в научных целях будет применяться компьютерная и другая техника, тем более полнокровной и эмоционально более насыщенной будет жизнь человека и более успешной будет его производственная и научная деятельность.

Логическое познание

Перейдём теперь к характеристике рационального (логического) познания. Этот вид познания основан на результатах анализа того материала, который доставляют человеку его органы чувств. Первичная информация, получаемая человеком от органов чувств, является тем необходимым минимумом знаний для того, чтобы в дальнейшем глубоко, многосторонне познать объект или явление.

Рациональное (логическое) познание включает в себя такие формы, как понятие, суждение, умозаключение. На основе умозаключений рождаются гипотезы, теории и, наконец, учения. Понятие — это мысль, в которой отражаются общие и существенные признаки предметов и явлений определённого вида, например: «автомобиль», «собака», «землетрясение» и так далее. При этом понятия относятся не к какому-то конкретному предмету, марке изделия, породе животного и так далее, а ко всему виду, типу предметов. Понятие является исходной и ведущей формой абстрактно-мысленного отражения объектов.

Познание всегда несёт в себе социальный аспект, так как субъект познания, то есть человек имеет социальную природу, в его познавательном процессе отражается не только информация об объекте познания, но и состояние общественного развития, потребности и цели человека и общества в целом. Поэтому понятия — это всегда продукт социально-исторического процесса познания человеком предметов и явлений природной и социальной действительности.

Суждение — это уже более сложная форма рационального познания и представляет собой мысль, которая посредством связи понятий утверждает или отрицает какое-либо качество или свойство объекта познания. Суждения возникают на основе знания свойств и признаков предметов и явлений действительности, а также связей между этими свойствами и признаками. Не случайно Козьма Прутков поучает нас: «Рассуждай токмо о том, о чём понятия твои сие позволяют. Так, не зная законов языка ирокезского, можешь ли ты иметь суждение по сему предмету, какое не было бы неосновательно и глупо?»

Что касается умозаключения, то оно является выводом или заключением, которое логически формулируется на основе понятий и суждений.

Перечисленные формы и этапы познания в действительности протекают значительно сложнее по сравнению с тем, как они описываются в научной литературе. Познание — процесс крайне сложный, противоречивый и бесконечный, как бесконечна и неисчерпаема сама природа — от микромира до скоплений галактик.

В зависимости от того, где, в какой сфере человеческой деятельности добываются знания, познание разделяется на обыденное (бытовое), научное, философское, художественное, религиозное. Все эти разновидности познания тесно связаны между собой, как неизбежно связаны между собой все направления и сферы человеческой деятельности.

Обыденное познание происходит в форме трудовой и иной социальной практики и своим продуктом (результатом) имеет практическое знание. Практическое знание позволяет людям без какой-либо теоретической подготовки успешно выполнять конкретную работу, овладеть профессией. Например, кузнец, овладевший практическими знаниями по своей работе, может по цве́ту нагретого металла правильно определить момент начала его обработки (ковки, гибки и других операций). До появления химических лабораторий рабочие мастера́ доменного производства с достаточной точностью «на глаз» определяли момент выпуска и разливки металла, а мастера́-металлисты могли с хорошим приближением к истине определить марку стали по результатам проверки «на искру́» и так далее.

Наиболее сложным является научное познание. Знание, добытое наукой, обычно ближе всего стои́т к истине.

© А.И. Каланов, В.А. Каланов,
сайт «Знания-сила».

Структура научного знания

Эмпирический и теоретический структурные уровни научного знания. Понятие, роль и задачи эмпирического познания. Методы изучения объектов: наблюдение, эксперимент, измерение и описание. Основные характеристики теоретического познания. Виды умозаключений.

Рубрика Философия
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 02.02.2020
Размер файла 23,5 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра бухгалтерского учета, анализа и аудита в отраслях народного хозяйства

на тему: Структура научного знания

Еще до возникновения науки в процессе своей повседневной практической деятельности люди получали необходимые им знания о свойствах и особенностях предметов и явлений. Знание — это проверенный практикой результат познания действительности, верное выражение в сознании человека. Главной функцией знания является обобщение разрозненных представлений о законах природы, общества и мышления.

Знание может быть относительным и абсолютным.

Движение человеческой мысли от незнания к знанию называется познанием. Его основу составляет отражение объективной действительности в сознании человека в процессе его практической (производственной, общественной и научной) деятельности. Следовательно, познавательная деятельность человека вызвана практикой и направлена на практическое овладение действительностью. Этот процесс бесконечен, поскольку диалектика познания выражается в противоречии между безграничной сложностью объективной действительности и ограниченностью наших знаний.

Основной целью познания является достижение истинных знаний, которые реализуются в виде теоретических положений и выводов, законов и учений, подтвержденных практикой и существующих объективно, независимо от нас.

Научное познание обладает рядом характеристик:

1. направленность на производство знания;

2. четкое выделение предмета познания, которое сопряжено с фрагментацией исследуемой реальности, выделением ее различных структурных уровней;

3. использование специализированного инструментария;

4. регламентация определенной совокупностью методов и других видов нормативного знания (принципами, идеалами и нормами, стилем научного мышления);

5. наличие специализированного языка, который постоянно адаптируется к специфике познавательных действий.

Научное знание является сложной системой с разветвленной иерархией структурных уровней.

В структуре научного знания выделяются два уровня:

1. эмпирический уровень;

2. теоретический уровень.

Для знаний, полученных на эмпирическом уровне, характерно то, что они являются результатом непосредственного контакта с реальностью в наблюдении или эксперименте. На этом уровне получают знания об определенных событиях, выявляют свойства интересующих объектов или процессов, фиксируются отношения и устанавливаются эмпирические закономерности. Эмпирический уровень более связан с источниковым знанием и в этом отношении более объективен.

Теоретический уровень представляет собой как бы разрез исследуемого объекта под определенным углом зрения, заданным мировоззрением исследователя. Он строится с явной направленностью на объяснение объективной реальности и его главной задачей является описание, систематизация и объяснение всего множества данных эмпирического уровня. Эмпирический и теоретический уровни обладают определенной автономией, однако их невозможно оторвать (отделить) один от другого. Можно утверждать, что над эмпирическим уровнем знания всегда надстраивается теоретический уровень. Однако теоретический уровень строится таким образом, что в нем отражается непосредственно не окружающая действительность, а идеальные объекты.

Теоретический уровень отличается от эмпирического тем, что на нем происходит научное объяснение фактов, полученных на эмпирическом уровне. На этом уровне формируются конкретные научные теории и он характеризуется тем, что в нем оперируют с интеллектуально контролируемым объектом познания, в то время как на эмпирическом уровне — с реальным объектом. Значение его в том, что он может развиваться как бы сам по себе, без прямого контакта с действительностью. Естественно, что исходные принципы должны соотноситься с действительностью.

Эмпирический и теоретический уровни органически связаны между собой, Теоретический уровень существует не сам по себе, а опирается на данные эмпирического уровня, и в этом смысле связь теории и эмпирии очевидна. Но и эмпирическое знание оказывается несвободным от теоретических представлений. Совокупность эмпирических знаний является определенным знанием о действительности лишь тогда, когда эти данные истолковываются с позиций определенных теоретических представлений€ Следовательно, эмпирический уровень научных знаний обязательно включает то или иное теоретическое истолкование действительности. Несмотря на теоретическую загруженность, эмпирический уровень является более устойчивым, чем теория, в силу того, что теории, с которыми связано истолкование эмпирических данных, являются теориями другого уровня. Поэтому эмпирия (практика) является критерием истинности теории.

1.1 Эмпирическое познание: понятие, роль и задачи

Как было отмечено, эмпирический уровень характеризуется специфическим объектом познания. Это связи, отношения, свойства, которые выявлены в ходе практической деятельности и включены в процесс познания. Познавательные операции всегда осуществляются в чувственно-предметной форме. На этом уровне познания решаются следующие познавательные задачи:

1. Cбор фактов об объекте познания. Научный факт — это только те события, явления, свойства, связи, отношения, которые зафиксированы;

2. Получение данных на основе наблюдений, измерения, экспериментов;

3. Составление схем, диаграмм для наглядного восприятия наиболее важных тенденций в функционировании объекта исследования;

4. Классификация научных фактов, данных и другой эмпирической информации.

Для эмпирического уровня познания характерно использование следующих методов изучения объектов.

Наблюдение — система фиксации и регистрации свойств и связей изучаемого объекта. Познавательные возможности метода наблюдения зависят от характера и интенсивности чувственного восприятия особенностей объекта наблюдения, условий наблюдения, совершенства измерений. При благоприятных условиях этот метод обеспечивает достаточно обширную и разностороннюю информацию для формирования и фиксации научных фактов. Функции этого метода: фиксация и регистрация информации и предварительная классификация фактов.

Эксперимент — это система познавательных операций, которая осуществляется в отношении объектов, поставленных в такие условия (специально создаваемые), которые должны способствовать обнаружению, сравнению, измерению объективных свойств, связей, отношений. Различают три основные сферы для эксперимента: лабораторный эксперимент (для естественных и технических наук), производственный и социальный (для экономических, политических наук).

Эксперимент является важным (а в ряде случаев даже решающим) элементом практики, поэтому он выступает как основа формирования гипотез и теории и вместе с тем как критерий истинности теоретических знаний. Вместе с тем теория всегда выступает как определяющая сторона эксперимента. В экономических исследованиях эксперимент может выступать в двух формах: 1. прямой эксперимент в виде апробирования группы приемов, методов и т.д. (например, хозяйственная реформа);

2. социологические исследования.

Эффективность эксперимента в решающей степени определяется глубиной и всесторонностью обоснования условий проведения эксперимента и его целей.

Измерение как метод является системой фиксации и регистрации количественных характеристик измеряемого объекта, для экономических и социальных систем процедуры измерения связаны с показателями: статистическими, отчетными, плановыми; единицами измерения.

Использование метода измерения требует всестороннего учета единства количественной и качественной сторон изучаемого объекта. Метод измерения находит свое выражение в математическом воспроизведении количественных и качественных характеристик объекта при эксперименте.

Описание — специфический метод получения эмпирического знания. Его сущность состоит в систематизации данных, полученных в результате наблюдения, эксперимента, измерения. Данные выражаются на языке определенной науки в форме таблиц, схем, графиков и других обозначений. Благодаря систематизации фактов, обобщающих отдельные стороны явлений, изучаемый объект отражается в целом.

Таким образом, классификация данных наблюдения, эксперимента, измерения, имеющая место в описании, делает факты базисом для дальнейших логических операций.

Как метод получения нового знания, описание может осуществляться средствами собственного языка (явления описываются без строгого указания их количественных характеристик), статистическими методами (таблицы, ряды, индексы и т.д.), графическими методами (графики, диаграммы) и т.д.

1.2 Теоретическое познание. Основные характеристики

Теоретический уровень является высшим уровнем научного познания. На этом уровне особо важное значение имеют идеализация и мысленный эксперимент. Мысленный эксперимент является аналогом вещественного. В ходе мысленного эксперимента объект исследования преобразуется и выступает как идеализированный предмет, как результат абстракции. Идеализация всегда является и продуктом и результатом деятельности, результатом мысленного конструирования и исходным пунктом теоретического мышления.

Теоретический уровень познания можно представить следующим образом: 1. Мысленный эксперимент и идеализация на основе механизма переноса зафиксированных в объекте результатов практических действий; 2. Развитие познания в логических формах: понятиях, суждениях, умозаключениях, законах, научных идеях, гипотезах, теориях; 3. Логическая проверка обоснованности теоретических построений; 4. Применение теоретических знаний и практике, в общественной деятельности. Представленный вид позволяет определить основные характеристики теоретического познания:

· объект познания определяется целенаправленно под воздействием внутренней логики развития науки или насущных требований практики;

· предмет познания идеализирован на основе мысленного эксперимента и конструирования;

· познание осуществляется в логических формах, под которыми понимается способ связи элементов, входящих в содержание мысли о предметном мире. Логические формы являются отражением мира, итогом фиксации повторяющихся отношений вещей, зафиксированных в человеческой практике.

Различают следующие виды форм научного познания: * общелогические. К ним относятся понятия, суждения, умозаключения; * локально-логические. К ним относятся научные идеи, гипотезы, теории, законы.

Приведем характеристику изложенных форм научного познания.

Понятие — это мысль, отражающая имущественные и необходимые признаки предмета или явления. Понятия бывают: общими, единичными, конкретными, абстрактными, относительными, абсолютными и др. Общие понятия связаны с некоторым множеством предметов или явлений, единичные относятся только к одному, конкретные — к конкретным предметам или явлениям, абстрактные — к отдельно взятым их признакам, относительные понятия всегда представляются попарно, а абсолютные — не содержат парных отношений.

Суждение — это мысль, в которой содержится утверждение или отрицание чего-либо посредством связи понятий. Суждения бывают утвердительными и отрицательными, общими и частными, условными и разделительными и т.д.

Умозаключение — это процесс мышления, соединяющий последовательность двух или более суждений, в результате чего появляется новое суждение. По существу умозаключение является выводом, который делает возможным переход от мышления к практическим действиям. Умозаключения бывают двух видов:

В непосредственных умозаключениях приходят от одного суждения к другому, а в опосредованных переход от одного суждения другому осуществляется посредством третьего. Структуру процесса познания можно расписать следующим образом:

Познание — движение человеческой мысли от незнания к знанию;

Познание разделяют на чувственное и рациональное.

Элементами чувственного познания являются: ощущение, восприятие, представление, воображение. К рациональному познанию относятся следующие формы мышления: абстрактное и логическое, у которых в свою очередь можно выделить следующие структурные элементы с различными видами:

1. Понятие — общее, единичное, конкретное, абстрактное, относительное, абсолютное;

2. Суждение — утвердительное, отрицательное, общее, частное, условное, разделительное;

3. Умозаключение — непосредственное, опосредованное

Более высокая степень научного знания находит свое выражение, как отмечалось, в локально-логических формах. При этом процесс познания идет от научной идеи к гипотезе, превращаясь впоследствии в закон или теорию.

Научная идея — это интуитивное объяснение явления без промежуточной аргументации и осознания всей совокупности связей, в основе которого делается вывод. Идея вскрывает ранее не замеченные закономерности явления, основываясь на уже имеющихся о нем знаниях.

Гипотеза (греч. hуроthеsis — основание, предположение) — это предположение о причине, которая вызывает данное следствие. В основе гипотезы всегда лежит предположение, достоверность которого на определенном уровне науки и техники не может быть подтверждена. Если гипотеза согласуется с наблюдаемыми фактами, то ее называют законом или теорией.

Закон — это необходимые, существенные, устойчивые, повторяющиеся отношения между явлениями в природе и обществе. Закон отражает общие связи и отношения, присущие всем явлениям данного рода, класса.

Закон носит объективный характер и существует независимо от сознания людей. Познание законов составляет главную задачу науки и выступает основой преобразования людьми природы и общества. Существуют три основные группы законов:

* специфические или частные (соответствие системы бухгалтерского учета уровню развития экономики);

* общие для больших групп явлений (закон соответствия развития производительных сил производственным отношениям);

* всеобщие или универсальные (например, законы диалектики). Между общими и частными законами существует диалектическая взаимосвязь: общие законы действуют через частные, а частные — представляют собой проявление общих.

Теория (греч. thеоriа — рассмотрение, исследование) — это форма научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях действительности. Она возникает в результате обобщения познавательной деятельности и практики и представляет собой мысленное отражение и воспроизведение реальной действительности.

Эмпирический и теоретический уровни научного знания органически связаны между собой. Теоретический уровень существует не сам по себе, а опирается на данные эмпирического уровня. Но существенно то, что и эмпирическое знание неотрывно от теоретических представлений; оно обязательно погружено в определенный теоретический контекст.

Осознание этого в методологии науки обострило вопрос о том, как же эмпирическое знание может быть критерием истинности теории?

Дело в том, что, несмотря на теоретическую нагруженность, эмпирический уровень является более устойчивым, более прочным, чем теоретический. Это происходит потому, что эмпирический уровень знания погружается в такие теоретические представления, которые являются непроблематизируемыми. Эмпирией проверяется более высокий уровень теоретических построений, чем тот, что содержится в ней самой. Если бы было иначе, то получался бы логический круг, и тогда эмпирия ничего не проверяла бы в теории. Поскольку эмпирией проверяются теории другого уровня, постольку эксперимент выступает как критерий истинности теории.

При анализе структуры научного знания важно выяснить, какие теории входят в состав современной науки. Ответить на них можно исходя из представлений о том, что научная теория дает нам определенный срез действительности, но ни одна система абстракции не может охватить всего богатства действительности. Разные системы абстракции рассекают действительность в разных плоскостях. Это относится и к теориям, которые генетически связаны с современными концепциями, но созданы в прошлом. Их системы абстракций определенным образом соотносятся друг с другом, но не перекрывают друг друга.

В истории науки наблюдается тенденция свести все естественнонаучное знание к единой теории, редуцировать к небольшому числу исходных фундаментальных принципов. В современной методологии науки осознана принципиальная не реализуемость такого сведения. Она связана с тем, что любая научная теория принципиально ограничена в своем интенсивном и экстенсивном развитии. Научная теория — это система определенных абстракций, при помощи которых раскрывается субординация существенных и несущественных в определенном отношении свойств действительности. В науке обязательно должны содержаться различные системы абстракций, которые не только нередуцируемы друг к другу, но рассекают действительность в разных плоскостях. Это относится и ко всему естествознанию, и к отдельным наукам — физике, химии, биологии и т.д. — которые нередуцируемы к одной теории. Одна теория не может охватить все многообразие способов познания, стилей мышления, существующих в современной науке.

Список использованных источников

1. Лукашевич В.К., Философия и методология науки: Мн.: Современная школа, 2006. 320с.

2. Рузавин Г.И., Методология научного познания: Учеб. пособие. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. 287с.

3. Папковская П.Я., Методология научных исследований: Курс лекций. Мн.: ООО «Информпресс», 2002. 176с.

Подобные документы

Научное познание и его уровни. Формы научного познания. Методы научного познания. Эмпирический и теоретический уровни познания. Достоверность знания — необходимое условие его превращения в факт. Научная идея. Мыслительный эксперимент.

реферат [17,9 K], добавлен 24.04.2007

Эмпирический и теоретический уровни научного познания, их единство и различие. Понятие научной теории. Проблема и гипотеза как формы научного поиска. Динамика научного познания. Развитие науки как единство процессов дифференциации и интеграции знания.

реферат [25,3 K], добавлен 15.09.2020

Понятие и содержание научного познания, его специфика и строение, элементы. Методы и методология познания. Общенаучные методы эмпирического и теоретического познания. Этапы познавательного цикла и формы научного познания. Научная теория и ее структура.

контрольная работа [18,7 K], добавлен 30.12.2020

Научное познание и его структура. Термин «знание». Субъект и объект познания. Понятие метода. Общелогические приемы познания. Эмпирические и теоретические методы научного исследования. Ощущение. Восприятие. Представление. Мышление.

контрольная работа [15,5 K], добавлен 08.02.2007

Уровни научного познания: эмпирический (непосредственное изучение реальных чувственно воспринимаемых объектов), теоретический (обработка данных с помощью понятий, категорий, законов), метатеоретический (исследование математических и логических теорий).

презентация [923,3 K], добавлен 27.06.2020

Понятие, сущность и предмет методологии. Понятие «метода», основные типы методов и их взаимосвязь. Методы научного познания. Основные методы эмпирического и теоретического познания. Проблемы методологии и пути их решения. Важнейшие задачи методологии.

контрольная работа [29,6 K], добавлен 11.11.2020

Формы и задачи научного познания. Процесс получения объективного, истинного знания. Методы, применяемые на теоретическом и эмпирическом уровне. Сущность и область применения формализации, аксиоматизации, гипотетико-дедуктивного метода и идеализации.

презентация [615,4 K], добавлен 13.04.2020

Виды познаний, их определение и различия. Сущность и классификация методов научного познания по степени общности и сфере действия. Некоторые приемы и средства эмпирического и теоретического исследования, применяемые на разных его этапах и уровнях.

презентация [2,0 M], добавлен 18.12.2020

Метод научного исследования как способ познания действительности. Основные уровни методологии. Специальные методы исследования, их использование в одной отрасли научного знания или в нескольких узких областях знаний. Характеристика теории моделирования.

презентация [53,7 K], добавлен 22.08.2020

Общая характеристика теории познания. Виды, субъекты, объекты и уровни познания. Сравнительный анализ чувственного, эмпирического и теоретического познания. Понятие, сущность и формы мышления. Описание основных философских методов и приемов исследования.

контрольная работа [34,3 K], добавлен 12.11.2020

Самые надежные плошадки для торговли бинарными опционами:
  • Бинариум
    Бинариум

    1 место! Самый лучший брокер бинарных опционов за несколько лет! Бесплатное обучение трейдингу для новичков + демо счет. Дают бонусы за регистрацию счета:

Добавить комментарий