Перспективы инвестиций в искусство

Лучшие брокеры бинарных опционов за 2020 год:
  • Бинариум
    Бинариум

    1 место! Самый лучший брокер бинарных опционов за несколько лет! Бесплатное обучение трейдингу для новичков + демо счет. Дают бонусы за регистрацию счета:

Перспективы инвестиций в искусство

Эстетические инвестиции в предметы искусства

Совсем недавно коллекционеры покупали произведения искусства, которые им нравились, стараясь при этом не переплачивать. Когда цены взлетели, мотивом покупки стало вложение свободных средств и извлечение прибыли. Если коллекция составляет заметную часть стоимости человека, это воспринимается с некоторой долей восхищения. Ведь он получает дивиденды в виде удовольствия и входит в довольно редкую социальную категорию.

Оправданный риск

Инвестиции в предметы искусства признали и активно осваивают мир искусства и мир финансов. Новый класс активов почти обязателен для диверсифицированного инвестиционного портфеля. Он очень надёжен. Но однозначно ответить, являются ли инвестиции в искусство гарантией хорошей отдачи за небольшой период, довольно сложно.

И в первую очередь потому, что это рынок рискового, венчурного капитала. Если сравнивать его с рынком стартапов, фондовым или вложением в недвижимость, то ликвидность рынка произведений искусства заметно ниже.

Достаточно велики транзакционные расходы.

Это услуги искусствоведов и финансовых консультантов, арт-брокеров и юристов: обойтись без них иногда невозможно. Это комиссионные сборы аукционных домов – покупатель оплачивает от 12,5% до 25%, в зависимости от цены продажи. Снизит расходы приобретение картин не на открытых торгах, а путём проведения частной сделки через аукционный дом.

К тому же торги на аукционе могут преподнести любой сюрприз. Два покупателя способны значительно поднять стоимость. Если вещь понравилась, и решение о покупке принято на эмоциональном уровне, то переплата в 20-30% от эстимейта – предпродажной рыночной оценки – обычное явление.

Но возможность получить хорошую прибыль в краткосрочной перспективе на этом рынке заставляет людей, обладающих свободными средствами, обращать взор именно на искусство. Серьёзные вложения могут принести и серьёзные деньги.

Стопроцентная отдача – не такая большая редкость на этом свободном, в буквальном понимании этого слова, рынке. Но чувствовать, что именно может обладать наибольшим инвестиционным потенциалом, могут только умные и обладающие хорошим вкусом коллекционеры.

Инвестиционные ниши

Наиболее привлекательная ниша инвестиции в искусство – категория старых мастеров. Шедевры имеют достоверную историю происхождения и владения – провенанс. Все они учтены, появление новых, прошедших все необходимые экспертизы – сенсация мирового уровня. Возможны они, пожалуй, только в одной нише – современном или актуальном искусстве – contemporary art .

Рейтинг брокеров бинарных опционов с русским языком за 2020 год:
  • Бинариум
    Бинариум

    1 место! Самый лучший брокер бинарных опционов за несколько лет! Бесплатное обучение трейдингу для новичков + демо счет. Дают бонусы за регистрацию счета:

250 000% годовых

В них и устанавливаются ценовые рекорды, невозможные более ни в одной сфере человеческой деятельности.

  • Картина Энди Уорхола «Лимонная Мэрилин» была приобретена в 1962 году за 250 долларов. Через 45 лет она была продана за 28 млн долларов. 250 000% годовых.
  • Картина Поля Сезанна «Игроки в карты» – самая дорогая из когда-либо проданных картин. За 250 млн долларов её купила королевская семья Катара.
  • В дюжине самых дорогих картин четыре принадлежат кисти Пабло Пикассо. Их общая стоимость – 460 млн долларов.

Если принять во внимание, что в искусство инвестируют от 1 до 10% свободных денег, то финансовое состояние покупателей можно оценить в десятки миллиардов долларов. Иллюстрацией может служить годовой оборот этого рынка: 380 миллиардов долларов.

Перспективы инвестиций в искусство

Но эстетический ресурс доступен всем инвесторам с достатком. Выходить на торги международных аукционных домов, в том числе Sotheby’s и Christie’s позволяют институты совместного инвестирования. Объединение профессионалов в виде фонда или инвестиционного товарищества позволит стать полноценным участником арт-рынка и выбирать беспроигрышный путь – инвестировать в шедевры, о которых шла речь выше.

Это своеобразные двойники «голубых фишек» фондового рынка. Постоянно растущее количество коллекционеров и инвесторов, иссякающий ручеёк притока на рынок полотен музейного качества продолжают толкать цены вверх. С другой стороны, этот процесс способствует появлению на рынке новых работ из частных коллекций.

Стоимостный диапазон шедевров достаточно широк. Несколько лет назад на Sotheby’s картина Пикассо Fruits et Verre продалась за невеликие для шедевра 275 000 $. Дешевле это полотно уже никогда не будет, но и двукратного роста цены в ближайшие годы ожидать не стоит.

Не до конца раскрыт потенциал русского искусства.

Его сегмент на мировом рынке не так велик – около 1% – но это полновесный процент шедевров самого высокого инвестиционного уровня. Речь идёт о русском авангарде: работах Малевича, Шагала, Кандинского, Ларионова, Гончаровой и других.

Пик продаж на рынках искусства приходится на годы финансовых и экономических кризисов. В это время живопись спасает деньги. Об этом свидетельствует и статистика аукционных продаж — Artprice Global Index. Последний из них – 2008 года – оставил на этом рынке только профессионалов, причём с обеих сторон.

Хорошая новость: финансовые сливки можно будет снимать чаще!

Инвестиционный цикл произведений искусства совпадал с кризисной периодичностью в 7-10 лет. Но посткризисное время демонстрирует стабильный рост цен. Это позволяет с большой вероятностью предположить, что цикл сократился до 5 лет.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

ПЕРСПЕКТИВЫ ФИНАНСОВО-КОНСУЛЬТАЦИОННОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ В ИСКУССТВО

С нижение доверия к ценным бумагам инвесторов стимулировало развитие альтернативных банковских продуктов в связи с ростом интереса к инвестициям в материальные ценности, такие как коллекционные вина, фотографии, драгоценные камни и произведения искусства. А законодательные изменения, касающиеся создания финансовых компаний коллективных инвестиций в произведения искусства, позволят арт-банкингу перейти на новый уровень развития.

Осознав, что кризис охватил практически все без исключения рынки на весьма долгий период времени и что он не собирается заканчиваться, обладатели капиталов вынуждены были пересмотреть способы вложений своих состояний. Интересовали их в первую очередь пусть и не самые высокодоходные варианты, однако надежные.
Инвестирование в произведения искусства многие эксперты называют одним из оптимальных выходов из сложившейся ситуации. Банкам, а также инвестиционным компаниям стоит уделить большее внимание развитию внутренних подразделений, предлагающих услуги по финансовому и консультационному сопровождению инвестиций в произведения искусства. Это направление обещает в скором будущем стать весьма перспективным, поскольку данным финансовым продуктом в настоящий момент интересуются клиенты не только подразделения private banking (внутри которого собственно и зародилась услуга арт-банкинга), но также и те клиенты, которые не обладают миллионным состоянием. На группу владельцев капиталов для инвестирования в размере от 50 тыс. долл. США до 500 тыс. долл. США делают ставки многие финансовые учреждения, так как они представляют интерес в связи с реальной возможностью увеличения этих капиталов после кризиса.
От того, насколько быстро сориентируются инвестиционные подразделения банков в сложившейся ситуации, и от того, как и в сотрудничестве с какими специализированными организациями они преподнесут этот банковский продукт своим клиентам, будет зависеть дальнейшее среднесрочное развитие арт-банкинга в нашей стране. А главный вопрос заключается в том, будем ли мы дальше отставать от общемировых тенденций либо постараемся максимально быстро наверстать упущенное.
Уверенность в успехе развития этого инвестиционного продукта подкрепляют многие факты и тенденции. Прежде всего на оптимистический лад настраивают изменения в правовой сфере. Так, были ликвидированы некоторые законодательные препятствия и созданы новые возможности в сфере оборота культурных ценностей и инвестирования в произведения искусства.
К примеру, в конце июля 2009 г. Государственной Думой РФ был уточнен порядок вывоза культурных ценностей, ввезенных на территорию РФ.
Кроме того, глава Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР) Владимир Миловидов заявил этим летом, что у многих «есть желание заняться организацией таких инвестиций» (инвестициями в искусство), но «отсутствуют правовые рамки для подобной деятельности». Федеральной службой был представлен проект приказа ФСФР, касающийся создания ПИФов и акционерных инвестиционных фондов художественных ценностей по аналогии с западными фондами, такими как английский Fine Art Fund.
К слову, западные банки, несмотря на далеко не самые простые времена, продолжают вкладывать в развитие рынка арт-банкинга большие средства. Так, банковский консорциум UBS не отказался от спонсорства арт-ярмарки современного искусства Art Basel в Швейцарии в этом году, продолжая традицию непрерывного сотрудничества с ней на протяжении последних 15 лет. Ведь именно UBS , наряду с такими банками, как Deutsche Bank и Citibank , принадлежит пальма первенства в развитии системы арт-банкинга.
Тенденции, наметившиеся в сфере рынка произведений искусства, свидетельствуют о том, что в ближайшее время могут быть получены отсутствующие до настоящего времени правовые гарантии для подобной инвестиционной деятельности. Наличие законодательного фундамента повысит уровень доверия и устранит скепсис у большинства потенциальных потребителей данных инвестиционных услуг относительно возможности инвестирования в арт-рынок, а также создаст более благоприятные условия для вложений в произведения искусства и расширит возможности для международного сотрудничества в сфере искусства.
Новые организационные и правовые возможности для операций с произведениями искусства (среди которых живопись, графика, скульптура, иконы, гравюры, произведения декоративно-прикладного искусства и др.), которые могут стать активами ПИФов, позволят их владельцам передать их в управление инвестиционной компании. Специально под этот актив ПИФ или акционерный инвестиционный фонд художественных ценностей получит возможность разработать и выпустить пай или иную ценную бумагу. Дальнейшие действия с ценными бумагами могут быть направлены на их продажу. Инвесторы, которые в одиночку не располагают крупными суммами для их приобретения, в группе смогут через некоторое время получить прибыль от возрастания цены художественной ценности. А владелец арт-объекта — средства для инвестирования в другие сферы экономики, сохраняя преимущественное право выкупа.
О своем намерении сделать ставки на развитие коллективных инвестиций в фонде художественных ценностей, который планирует создать ФСФР, заявил уже ряд компаний. Это станет новым шагом в развитии арт-банкинга, позволит создать одну из альтернатив на инвестиционной площадке, в которой заинтересовано немалое количество инвесторов, поскольку цены на произведения искусства по сравнению с другими активами мало подвержены колебаниям на коротких отрезках времени.
По прогнозам экспертов, ценные бумаги, которые будут выпускаться под произведения искусства, должны представлять значительный интерес на рынке. Это связано с тем, что впервые появляется удобная схема соинвестирования в художественные ценности, которые ранее можно было получить, лишь обладая колоссальными денежными средствами. Кроме того, высокие риски на классическом рынке произведений искусства предполагают и соответствующую высокую прибыль.
Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия (Росохранкультурой) с недавнего времени стала проводиться аттестация экспертов по культурным ценностям. Это еще один шаг на пути создания цивилизованного арт-рынка, который позволит повысить ответственность специалистов и создать нормальные условия для оборота произведений искусства и, в частности, создания коллекций. Под эгидой этого же учреждения выпускается каталог подделок произведений живописи, создан реестр похищенных произведений искусства, аналогичный выпущенному в США компанией The Art Loss Register, которая занимается поиском украденных и пропавших произведений искусства. Успех создания этой базы данных очевиден — с 1990 г. были найдены и возвращены владельцам произведения на сумму более 300 млн долл. США.
На данный момент инвестиционных компаний и банков, представляющих услуги арт-банкинга, которые могут сравниться по уровню с зарубежными аналогами, ничтожно мало. Отечественный рынок искусства не накопил достаточного практического опыта и не вырастил необходимого количества экспертов и арт-консультантов.
Самим финансовым структурам необходимо сделать долгосрочные инвестиции в свой человеческий капитал и дать возможность профессионального обучения в этом направлении своим менеджерам. И не следует скупиться на эти вложения, так как в будущем развитое подразделение с действительно высококлассными экспертами в области искусствоведения и финансов принесет неплохую прибыль своим компаниям.
Новое направление требует повышения степени информированности клиентов об услуге сопровождения вложений в произведения искусства. Необходимо более активное сотрудничество с арт-галереями, аукционами и выставками, при том что презентация финансового продукта не должна идти в отрыве от бренда стоящих за ним банка или инвестиционной компании. Вложения в произведения искусства должны восприниматься потенциальными клиентами как альтернативный вид привлечения денежных средств, как долгосрочные инвестиции и выгодная стратегия управления своим капиталом, как работа, приносящая прибыль владельцу, пусть и не в самый короткий срок, но гарантированно.
Некоторые банки создают специальные дочерние компании под услугу сопровождения процесса инвестирования в произведения искусства и через бренд этой новой специализированной компании раскручивают свои услуги. Однако в данном случае требуется время для того, чтобы компания стала узнаваемой и известной в широких кругах, чтобы клиенты воспринимали услугу по обслуживанию вложения денежных средств в произведения искусства как реальный финансовый инструмент, который предоставляет надежная компания — кредитная организация или инвестиционное учреждение. Необходимо разрушить стереотип о вложениях в произведения искусства как продуктах небанковской сферы бизнеса.
Услуги арт-банкинга, оказываемые за рубежом, к примеру, таким банком, как UBS, предоставляются непосредственно под брендом самой этой кредитной организации. По той же схеме работает и Deutsche Bank. Сайты этих банков знакомят с информацией об арт-консультантах, новостями арт-рынка, и, конечно, на них наглядно представлены подробнейшие каталоги произведений искусства, а также организованы онлайн-трансляции выставок. Deutsche Bank выпускает журнал, посвященный исключительно теме искусства и инвестиций в него (The New Deutsche Bank Art Magazine), который можно посмотреть в режиме онлайн.
Главная задача российских компаний, занимающихся инвестициями в объекты искусства, заключается в том, чтобы создать комплексный пакет по продаже этой финансовой услуги. Постоянное сотрудничество с арт-консультантами галерей и специализированных учреждений сможет вывести данную услугу на новый уровень. Инвестиционные компании должны обеспечивать возможность участия в торгах аукционных домов не только в России, но и на зарубежных площадках, а кроме того, и последующую юридическую, консультационную и техническую поддержку, разработать механизм различных операций с произведениями искусства (привлечение финансирования под залог произведения искусства или экспертиза, страхование и хранение, налоговые минимизации, процесс передачи по наследованию, в дар и т.д.). А кроме того, так как с этим сегментом рынка в нашей стране клиенты мало знакомы, первостепенной задачей является ознакомление потенциальных потребителей с арт-рынком: с тем, как он работает и какие возможности предоставляет, как можно совместить создание эксклюзивного интерьера с вложением средств в его объекты, получив эстетическое удовольствие и создав уникальную коллекцию; какова ситуация в сфере искусства, какие авторы, жанры, эпохи наиболее востребованы; каковы особенности многочисленных сегментов рынка произведений искусства и соответствующая им инвестиционная отдача в конкретный период рыночного цикла.
На сегодняшний момент отечественный арт-рынок предоставляет специалистам форумы для обмена информацией и контактами. Проводятся, лекции, встречи, конференции и тренинги известных экспертов в этой области. Приглашаются ведущие специалисты аукционных домов, таких как Christie’s и Sotheby’s. Так что возможности для развития этого инвестиционного направления есть. Например, летом этого года был организован цикл лекций «Искусство и капитал: вводный практический курс по инвестированию», на котором обсуждался целый ряд актуальных вопросов, таких как влияние мирового финансового кризиса на развитие рынка произведений искусства, насколько благоприятен инвестиционный климат в этой сфере, на что следует обратить внимание при принятии решения о вложении капитала в арт-объекты и многие другие. Заинтересованность деловой среды в этом образовательном направлении свидетельствует о том, что развитие направления арт-банкинга перспективное и что на подобные мероприятия есть большой спрос.

Заключение

Рискованные активы уходят в прошлое. На первом месте сейчас надежность, стабильность и уверенность в сохранении капитала. Тенденции на рынке услуг private banking демонстрируют, что его клиенты становятся более консервативными и разборчивыми. Характеристики произведения искусства играют важнейшую роль в последующей прибыли от вложений в него. Ведь к арт-активам, которые реально обладают инвестиционным качеством, по данным аналитических компаний, относится не более 10% от всего количества произведений искусства, обращающегося на аукционном рынке. Кризис позволил отойти от ажиотажной покупки произведений искусства в аукционных домах, когда цены взвинчивались в несколько раз и не соответствовали реальной стоимости этих арт-объектов, в особенности в сегменте современного искусства (который в течение последних лет являлся самым растиражированным массмедиа на арт-рынке). Поэтому многие эксперты утверждают, что кризисное время — самое выгодное для вложений средств в создание коллекций, так как с рынка уйдут искусственно «распиаренные» спекулятивные вещи. Специализированные учреждения, такие как аукционные дома, художественные галереи, будут проводить более тщательный отбор действительно уникальных объектов.
Создание такого финансового продукта и продвижение на рынке под лозунгом вложения средств в настоящие ценности с полным пакетом обслуживания могут стать весьма эффективным инструментом для развития компании и создания ее благоприятного имиджа — как надежного и следующего всем мировым тенденциям места для сохранения и приумножения капиталов своих клиентов.

ПЕРСПЕКТИВЫ ФИНАНСОВО-КОНСУЛЬТАЦИОННОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ В ИСКУССТВО

«Организация продаж банковских продуктов», 2009, N 3

С нижение доверия к ценным бумагам инвесторов стимулировало развитие альтернативных банковских продуктов в связи с ростом интереса к инвестициям в материальные ценности, такие как коллекционные вина, фотографии, драгоценные камни и произведения искусства. А законодательные изменения, касающиеся создания финансовых компаний коллективных инвестиций в произведения искусства, позволят арт-банкингу перейти на новый уровень развития.

Осознав, что кризис охватил практически все без исключения рынки на весьма долгий период времени и что он не собирается заканчиваться, обладатели капиталов вынуждены были пересмотреть способы вложений своих состояний. Интересовали их в первую очередь пусть и не самые высокодоходные варианты, однако надежные.
Инвестирование в произведения искусства многие эксперты называют одним из оптимальных выходов из сложившейся ситуации. Банкам, а также инвестиционным компаниям стоит уделить большее внимание развитию внутренних подразделений, предлагающих услуги по финансовому и консультационному сопровождению инвестиций в произведения искусства. Это направление обещает в скором будущем стать весьма перспективным, поскольку данным финансовым продуктом в настоящий момент интересуются клиенты не только подразделения private banking (внутри которого собственно и зародилась услуга арт-банкинга), но также и те клиенты, которые не обладают миллионным состоянием. На группу владельцев капиталов для инвестирования в размере от 50 тыс. долл. США до 500 тыс. долл. США делают ставки многие финансовые учреждения, так как они представляют интерес в связи с реальной возможностью увеличения этих капиталов после кризиса.
От того, насколько быстро сориентируются инвестиционные подразделения банков в сложившейся ситуации, и от того, как и в сотрудничестве с какими специализированными организациями они преподнесут этот банковский продукт своим клиентам, будет зависеть дальнейшее среднесрочное развитие арт-банкинга в нашей стране. А главный вопрос заключается в том, будем ли мы дальше отставать от общемировых тенденций либо постараемся максимально быстро наверстать упущенное.
Уверенность в успехе развития этого инвестиционного продукта подкрепляют многие факты и тенденции. Прежде всего на оптимистический лад настраивают изменения в правовой сфере. Так, были ликвидированы некоторые законодательные препятствия и созданы новые возможности в сфере оборота культурных ценностей и инвестирования в произведения искусства.
К примеру, в конце июля 2009 г. Государственной Думой РФ был уточнен порядок вывоза культурных ценностей, ввезенных на территорию РФ.
Кроме того, глава Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР) Владимир Миловидов заявил этим летом, что у многих «есть желание заняться организацией таких инвестиций» (инвестициями в искусство), но «отсутствуют правовые рамки для подобной деятельности». Федеральной службой был представлен проект приказа ФСФР, касающийся создания ПИФов и акционерных инвестиционных фондов художественных ценностей по аналогии с западными фондами, такими как английский Fine Art Fund.
К слову, западные банки, несмотря на далеко не самые простые времена, продолжают вкладывать в развитие рынка арт-банкинга большие средства. Так, банковский консорциум UBS не отказался от спонсорства арт-ярмарки современного искусства Art Basel в Швейцарии в этом году, продолжая традицию непрерывного сотрудничества с ней на протяжении последних 15 лет. Ведь именно UBS , наряду с такими банками, как Deutsche Bank и Citibank , принадлежит пальма первенства в развитии системы арт-банкинга.
Тенденции, наметившиеся в сфере рынка произведений искусства, свидетельствуют о том, что в ближайшее время могут быть получены отсутствующие до настоящего времени правовые гарантии для подобной инвестиционной деятельности. Наличие законодательного фундамента повысит уровень доверия и устранит скепсис у большинства потенциальных потребителей данных инвестиционных услуг относительно возможности инвестирования в арт-рынок, а также создаст более благоприятные условия для вложений в произведения искусства и расширит возможности для международного сотрудничества в сфере искусства.
Новые организационные и правовые возможности для операций с произведениями искусства (среди которых живопись, графика, скульптура, иконы, гравюры, произведения декоративно-прикладного искусства и др.), которые могут стать активами ПИФов, позволят их владельцам передать их в управление инвестиционной компании. Специально под этот актив ПИФ или акционерный инвестиционный фонд художественных ценностей получит возможность разработать и выпустить пай или иную ценную бумагу. Дальнейшие действия с ценными бумагами могут быть направлены на их продажу. Инвесторы, которые в одиночку не располагают крупными суммами для их приобретения, в группе смогут через некоторое время получить прибыль от возрастания цены художественной ценности. А владелец арт-объекта — средства для инвестирования в другие сферы экономики, сохраняя преимущественное право выкупа.
О своем намерении сделать ставки на развитие коллективных инвестиций в фонде художественных ценностей, который планирует создать ФСФР, заявил уже ряд компаний. Это станет новым шагом в развитии арт-банкинга, позволит создать одну из альтернатив на инвестиционной площадке, в которой заинтересовано немалое количество инвесторов, поскольку цены на произведения искусства по сравнению с другими активами мало подвержены колебаниям на коротких отрезках времени.
По прогнозам экспертов, ценные бумаги, которые будут выпускаться под произведения искусства, должны представлять значительный интерес на рынке. Это связано с тем, что впервые появляется удобная схема соинвестирования в художественные ценности, которые ранее можно было получить, лишь обладая колоссальными денежными средствами. Кроме того, высокие риски на классическом рынке произведений искусства предполагают и соответствующую высокую прибыль.
Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия (Росохранкультурой) с недавнего времени стала проводиться аттестация экспертов по культурным ценностям. Это еще один шаг на пути создания цивилизованного арт-рынка, который позволит повысить ответственность специалистов и создать нормальные условия для оборота произведений искусства и, в частности, создания коллекций. Под эгидой этого же учреждения выпускается каталог подделок произведений живописи, создан реестр похищенных произведений искусства, аналогичный выпущенному в США компанией The Art Loss Register, которая занимается поиском украденных и пропавших произведений искусства. Успех создания этой базы данных очевиден — с 1990 г. были найдены и возвращены владельцам произведения на сумму более 300 млн долл. США.
На данный момент инвестиционных компаний и банков, представляющих услуги арт-банкинга, которые могут сравниться по уровню с зарубежными аналогами, ничтожно мало. Отечественный рынок искусства не накопил достаточного практического опыта и не вырастил необходимого количества экспертов и арт-консультантов.
Самим финансовым структурам необходимо сделать долгосрочные инвестиции в свой человеческий капитал и дать возможность профессионального обучения в этом направлении своим менеджерам. И не следует скупиться на эти вложения, так как в будущем развитое подразделение с действительно высококлассными экспертами в области искусствоведения и финансов принесет неплохую прибыль своим компаниям.
Новое направление требует повышения степени информированности клиентов об услуге сопровождения вложений в произведения искусства. Необходимо более активное сотрудничество с арт-галереями, аукционами и выставками, при том что презентация финансового продукта не должна идти в отрыве от бренда стоящих за ним банка или инвестиционной компании. Вложения в произведения искусства должны восприниматься потенциальными клиентами как альтернативный вид привлечения денежных средств, как долгосрочные инвестиции и выгодная стратегия управления своим капиталом, как работа, приносящая прибыль владельцу, пусть и не в самый короткий срок, но гарантированно.
Некоторые банки создают специальные дочерние компании под услугу сопровождения процесса инвестирования в произведения искусства и через бренд этой новой специализированной компании раскручивают свои услуги. Однако в данном случае требуется время для того, чтобы компания стала узнаваемой и известной в широких кругах, чтобы клиенты воспринимали услугу по обслуживанию вложения денежных средств в произведения искусства как реальный финансовый инструмент, который предоставляет надежная компания — кредитная организация или инвестиционное учреждение. Необходимо разрушить стереотип о вложениях в произведения искусства как продуктах небанковской сферы бизнеса.
Услуги арт-банкинга, оказываемые за рубежом, к примеру, таким банком, как UBS, предоставляются непосредственно под брендом самой этой кредитной организации. По той же схеме работает и Deutsche Bank. Сайты этих банков знакомят с информацией об арт-консультантах, новостями арт-рынка, и, конечно, на них наглядно представлены подробнейшие каталоги произведений искусства, а также организованы онлайн-трансляции выставок. Deutsche Bank выпускает журнал, посвященный исключительно теме искусства и инвестиций в него (The New Deutsche Bank Art Magazine), который можно посмотреть в режиме онлайн.
Главная задача российских компаний, занимающихся инвестициями в объекты искусства, заключается в том, чтобы создать комплексный пакет по продаже этой финансовой услуги. Постоянное сотрудничество с арт-консультантами галерей и специализированных учреждений сможет вывести данную услугу на новый уровень. Инвестиционные компании должны обеспечивать возможность участия в торгах аукционных домов не только в России, но и на зарубежных площадках, а кроме того, и последующую юридическую, консультационную и техническую поддержку, разработать механизм различных операций с произведениями искусства (привлечение финансирования под залог произведения искусства или экспертиза, страхование и хранение, налоговые минимизации, процесс передачи по наследованию, в дар и т.д.). А кроме того, так как с этим сегментом рынка в нашей стране клиенты мало знакомы, первостепенной задачей является ознакомление потенциальных потребителей с арт-рынком: с тем, как он работает и какие возможности предоставляет, как можно совместить создание эксклюзивного интерьера с вложением средств в его объекты, получив эстетическое удовольствие и создав уникальную коллекцию; какова ситуация в сфере искусства, какие авторы, жанры, эпохи наиболее востребованы; каковы особенности многочисленных сегментов рынка произведений искусства и соответствующая им инвестиционная отдача в конкретный период рыночного цикла.
На сегодняшний момент отечественный арт-рынок предоставляет специалистам форумы для обмена информацией и контактами. Проводятся, лекции, встречи, конференции и тренинги известных экспертов в этой области. Приглашаются ведущие специалисты аукционных домов, таких как Christie’s и Sotheby’s. Так что возможности для развития этого инвестиционного направления есть. Например, летом этого года был организован цикл лекций «Искусство и капитал: вводный практический курс по инвестированию», на котором обсуждался целый ряд актуальных вопросов, таких как влияние мирового финансового кризиса на развитие рынка произведений искусства, насколько благоприятен инвестиционный климат в этой сфере, на что следует обратить внимание при принятии решения о вложении капитала в арт-объекты и многие другие. Заинтересованность деловой среды в этом образовательном направлении свидетельствует о том, что развитие направления арт-банкинга перспективное и что на подобные мероприятия есть большой спрос.

Заключение

Рискованные активы уходят в прошлое. На первом месте сейчас надежность, стабильность и уверенность в сохранении капитала. Тенденции на рынке услуг private banking демонстрируют, что его клиенты становятся более консервативными и разборчивыми. Характеристики произведения искусства играют важнейшую роль в последующей прибыли от вложений в него. Ведь к арт-активам, которые реально обладают инвестиционным качеством, по данным аналитических компаний, относится не более 10% от всего количества произведений искусства, обращающегося на аукционном рынке. Кризис позволил отойти от ажиотажной покупки произведений искусства в аукционных домах, когда цены взвинчивались в несколько раз и не соответствовали реальной стоимости этих арт-объектов, в особенности в сегменте современного искусства (который в течение последних лет являлся самым растиражированным массмедиа на арт-рынке). Поэтому многие эксперты утверждают, что кризисное время — самое выгодное для вложений средств в создание коллекций, так как с рынка уйдут искусственно «распиаренные» спекулятивные вещи. Специализированные учреждения, такие как аукционные дома, художественные галереи, будут проводить более тщательный отбор действительно уникальных объектов.
Создание такого финансового продукта и продвижение на рынке под лозунгом вложения средств в настоящие ценности с полным пакетом обслуживания могут стать весьма эффективным инструментом для развития компании и создания ее благоприятного имиджа — как надежного и следующего всем мировым тенденциям места для сохранения и приумножения капиталов своих клиентов.

А.В.Сысоева
Государственный университет —
Высшая школа экономики

Самые надежные плошадки для торговли бинарными опционами:
  • Бинариум
    Бинариум

    1 место! Самый лучший брокер бинарных опционов за несколько лет! Бесплатное обучение трейдингу для новичков + демо счет. Дают бонусы за регистрацию счета:

Добавить комментарий